Истории наших выпускников
- Как шла жизнь наших учеников до обучения в ИЦ СМАРТ и что произошло после?
- С какими проблемами столкнулись и как их решали?
- Какие приобрели навыки и как их применяют в работе?
ВИТАЛИЙ ЕРОХИН, г. Хабаровск:
«До обучения толком не знал, с какой стороны подойти к машине»
Виталий является владельцем нескольких автосервисов и специалистом, за несколько лет вырастившим себя «с нуля». Родился в Комсомольске-на-Амуре, где прожил до 2021 г., а после перебрался в Хабаровск.
— С чего всё началось?
— С желания заниматься автоэлектрикой и диагностикой, возникшего спонтанно, в Новый 2017 год) Решил поискать, где могут взять в ученики и дать первоначальные навыки, но, увы, в нашем регионе я таких мест не нашёл. Зато нашёл дистанционный курс по начальной автоэлектрике в ИЦ СМАРТ. Освоил удаленно азы, а через полгода приехал в Москву, чтобы уже очно пройти курсы по диагностике и ремонту автомобиля.
— Какие курсы Вы в итоге прошли и какой показался самым интересным?
— Разные прошел. Автоэлектрика, диагностика, чип-тюнинг, ремонт АКПП, ремонт дизелей… Все курсы понравились, не могу назвать ни одного неинтересного. Преподаватели тщательно подобраны, с большим практическим опытом. Если что-то не понимаешь, тебе разжуют. Главное, тут не льют воду. Если сравнивать с колледжем или институтом, то там будет вода-вода-вода, а тут тебе дают самую вкуснятину, материал, который нужен для того, чтобы ты начал понимать. И дальше ты сам совершенствуешь свои знания на практике.
— Что было самым сложным в обучении?
— Поначалу был такой поток информации, что она с трудом умещалась в голове. Когда утром ехал на занятие, прокручивал, что мы делали накануне, какие задания давал тренер. Чтобы освоить материал, нужно сконцентрироваться, иначе результат получится так себе.
— А что, наоборот, помогало учиться?
— В СМАРТе я познакомился с отличными ребятами и преподавателями по нашей тематике. Они помогают мне советом и сейчас, а самую большую поддержку первоначально оказал и до сих пор оказывает директор центра Павел Николаевич Клюкин. Он был моим наставником в том первом дистанционном курсе.
— Расскажите, что происходило дальше, после окончания курсов СМАРТ?
— Я начал активно применять полученные знания в работе. Сначала у меня был сервис в Комсомольске. После переезда в Хабаровск открыл сервис тут, расширил спектр услуг и сейчас занимаюсь более сложной диагностикой.
— Вам нравится? Насколько всё это совпадает с ожиданиями?
— Вначале не было особых ожиданий, как я говорил. Хотел просто начать, попробовать, посмотреть, как это. До обучения я толком не знал, с какой стороны подойти к машине, был с ней на «Вы». Потом постепенно всё стало складываться. Сейчас — конечно, нравится. Бывают сложности, как всюду. Но ты втягиваешься, начинаешь болеть этим делом и расценивать не просто как бизнес, а именно как часть твоей жизни.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Я бы посоветовал будущим коллегам просто начать — учиться и применять на практике. Мы все вначале боимся сделать что-то не так, поломать. Но не делает ошибок только тот, кто вообще ничего не делает, а сидит на диване. Нужно браться, делать и не бояться. Ошибки — да, будут, но на ошибках мы учимся.
И еще такой совет — делитесь опытом. Когда у вас есть круг коллег, которые прошли свой путь и могут посмотреть на вопрос под другим углом, многие задачи решаются быстрее. Во время обучения я познакомился со слушателем, у которого свой сервис в Магадане. Мы до сих пор обмениваемся опытом: он мне что-то подсказывает, а я ему. Данил, привет) И чат выпускников СМАРТ тоже есть для этой цели. Вместе проще расти и развиваться, чувствуешь плечо единомышленников.
ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ, г. Йошкар-Ола:
«В 8 лет любимой книгой был учебник по устройству тракторов»
Юрий родился в небольшом посёлке республики Марий Эл 19 февраля 1984 года. После школы поступил в Марийский государственный технический университет в г. Йошкар-Ола, в настоящее время там же живет и работает.
— Когда возникло желание разбираться в авто?
— С самого детства. Лет с восьми любимой литературой были журналы «Моделист-конструктор» и «За рулём». Потом как-то попались учебники по устройству тракторов — внимательно их изучал и пытался вникнуть в суть работы механизмов. Как сейчас помню, читал «Учебник шофера 3-го класса» 1953 года выпуска, где рассматривалось устройство разных отечественных автомобилей.
— Как давно авторемонт стал Вашей профессией?
— Сначала, после вуза, я работал два года по специальности — проектировал автомобильные дороги. Потом служба в армии. В автосервисе начал работать только в 2012 году, а до этого чинил в основном свою машину.
— Юрий, Вы участвовали в Чемпионате «Лучший автомеханик РФ — 2020/21» и вошли в 20-ку лучших в финале. Расскажите, как это всё произошло?
— В отборочном туре мне не хватило нескольких баллов, чтобы войти в топ-100 финалистов. Расстроился, конечно, что так вышло. Но буквально за два дня до события мне позвонили организаторы и предложили занять место участника, который не смог прилететь в Москву. Я согласился, не раздумывая. Всю ночь за рулём в дороге, и вот я на месте — с корабля на бал, как говорится.
— Что было самым сложным на соревновании?
— Я легко проскочил первые два этапа, а на третьем были вопросы, с которыми я раньше в своей практике не сталкивался, а именно по дизелям. Это не позволило пройти в финал, но набранных баллов хватило на 15-е место.
— Довольны результатом?
— Да, вполне, даже не думал, что так далеко пройду. Доля везения, думаю, тоже была.
— Какой приз получили за 15-е место?
— Мне подарили сертификат на обучение стоимостью 25 тысяч, который я сейчас использовал, пройдя курс по обслуживанию АКПП в ИЦ СМАРТ. И много памятных призов: сумка, накидка на капот, брендированная одежда, шейкер, другие приятные мелочи.
— Призы понравились?
— Да. Самый весомый, конечно, сертификат на обучение, — рад его использовать.
— Какие впечатления от курса АКПП, как проходило обучение?
— Обучение суперское! Очень подробное и понятное изложение материала. С АКПП я плотно не сталкивался до этого в плане ремонта, только масло менял. И очень ценно получать знания, особенно от такого замечательного преподавателя, как Владимир Васильевич.
— И последний вопрос. Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Начинать с азов, не торопиться, не лезть в высокие материи, изучать основы. Потому что, когда изучишь основы, всё сложное сразу станет более простым.
АЛЬБЕРТ ФИЛИПОВ, г. Истра МО:
«Без сертификата к официальному дилеру я бы точно не устроился»
Альберт родился в Германии, где отец-военный в начале 1970-х гг. находился на службе. Сейчас живет в г. Истра Московской области.
— Когда у Вас появилось желание разбираться в автомобилях?
— Давно. С тех пор, как у меня появилась первая машина. Несколько лет назад решил получить новую профессию и уже глубже погрузился в изучение материала. Сначала самостоятельно, а потом у вас в центре.
— Какие курсы Вы прошли в ИЦ СМАРТ и какой из них показался самым интересным?
— Я прошел курс по автоэлектрике-диагностики и семинар по экспертной диагностике. Оба очень интересные. Прекрасный тренер, доступные знания и практика. В будущем планирую еще к вам вернуться.
— Были ли трудности в процессе обучения?
— Сложнее всего мне давалась практика, потому что опыта тогда было мало. Обычная ситуация для начинающего.
— Как обучение помогло Вам в жизни?
— Обучение в ИЦ СМАРТ очень мне помогло. После окончания курсов я начал ходить на собеседования и буквально через десять дней нашел работу по профилю. Это был дилерский автотехцентр «Кунцево». Я работал в должности автоэлектрика-диагноста в цехе по сервисному обслуживанию а/м марок Ford, Opel, Geely — 18 подъемников.
Без сертификата серьезной обучающей организации к официальному дилеру я бы точно не смог устроиться. Так что я благодарен ИЦ СМАРТ за возможность найти прекрасную работу.
— То, чем Вы занимаетесь, совпадает с ожиданиями, которые у Вас были во время обучения?
— Абсолютно совпадает. Ожидал даже меньшего, так что очень рад.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Кратко: начинающим желаю не бояться начинать!
ТИМУР ПОСТНИКОВ, г. Москва:
«После стажировки остался работать вторым диагностом»
У Тимура высшее музыкальное образование по специальности «Артист оркестра, ансамбля; преподаватель игры на ударных инструментах». В параллель с творческой самореализацией, 8 лет проработал в энергетике на теплоэлектростанции: машинистом турбины, машинистом энергоблока, затем начальником смены котлотурбинного цеха. И вот, наконец, в 2019 г. решил осуществить давнюю мечту — стать профессиональным диагностом.
— Когда у Вас появилось желание разбираться в автомобилях?
— Автомобили я люблю с детства. Одно из ярких детских воспоминаний — как мы с дедушкой и папой ходили в гараж и ремонтировали дедушкин Opel Olympia 1937 г.в. Потом в семье были «Москвичи» 2140, 2141, «Святогор».
— Какое обучение Вы у нас прошли и почему?
— Мне очень нравится автодиагностика. Сначала она была моим хобби. Со временем я решил сделать это своей профессией и пошел в ИЦ СМАРТ на курсы по диагностике и чип-тюнингу (теория+практика), а потом еще на стажировку в автосервис.
— Что было самым сложным на занятиях? А что давалось легче всего?
— Самое сложное было одновременно самым интересным: научиться находить неисправности и освоить осциллограф. Легче всего давался диалог с преподавателем — я учился у Алексея Месенко, замечательного педагога и профессионала своего дела.
— Что было самым запоминающимся?
— Запоминающимся было буквально всё: от знакомства с учениками из разных областей нашей необъятной Родины до коллективного диалога, порой даже спора в позитивном ключе, во время поиска неисправности.
— Что происходило дальше, после окончания курсов СМАРТ?
— Прохождение курсов очень повлияло на мою жизнь. Я получил новую специальность и место работы, где могу постоянно практиковаться и повышать свой уровень.
После окончания курсов у меня была практика: 8 рабочих смен с диагностом в SKODA РОЛЬФ Вешки. И так получилось, что я там остался работать вторым диагностом, потому как из смены увольнялся один диагност. Счастливый случай. Вот я так и работаю на этом месте почти уже 3 года.
— Нравится ли сейчас то, чем занимайтесь? Совпадает с ожиданиями?
— Мне нравится моя работа. И с ожиданиями в большей степени совпадает. Конечно, в связи с ситуацией в стране в дилерских центрах сейчас есть тенденция к уменьшению спроса, а значит и ухудшению в финансовом плане. Но всегда есть возможности для подработки, так что не унываем. Хочешь жить — умей вертеться, как говорилось в фильме «В бой идут одни старики».
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Я бы посоветовал находить источники для подпитки знаниями. Читать литературу, смотреть видео от опытных диагностов и никогда не опускать руки, если что-то не получается. А еще — не спешить, подумать, прежде чем что-то делать. Можно сгоряча «наломать дров», и потом будет крайне сложно всё восстановить.
РОМАН СОМОВ, г. Петропавловск-Камчатский:
«Умел пользоваться мультиметром, но не представлял, как мыслить правильно и профессионально»
Родился, вырос и живёт в невероятно красивом и очень дорогом Камчатском крае, в городе Петропавловск-Камчатский. На сегодняшний день работает диагностом/автоэлектриком.
— Когда у Вас появилось желание разбираться в автомобилях?
— Любовь к технике проявилась лет в семь — настоящая такая любовь к гайкам и ржавым гаечным ключам, объектом приложения которой стал мопед «Карпаты». А лет с 15 начал зарождаться интерес к автомобилям. Естественно, после окончания школы я выучился на механика… и понеслось.
— Вы сразу устроились на работу после обучения или с этим возникли сложности?
— Я без проблем устроился на работу, и всё это мне очень нравилось. До тех пор, пока я не столкнулся с вопросом о правильном определении неисправных компонентов. Т.е. отремонтировать мог, но путем многочисленных проб, замен и траты времени.
— После этого Вы решили получить дополнительное образование?
— Да, я совершенно случайно увидел в интернете работу диагноста. Это был настоящий взрыв мозга! Неужели способ правильно определить неисправность, о котором я задумывался, уже существует?! Начал усердно изучать вопрос, каким оборудованием это делается. Но, помимо прибора, нужно ещё и понимание электронных систем управления. Естественно, следом начал гуглить, где я могу получить такие знания.
— Почему выбрали ИЦ СМАРТ?
— На Дальнем Востоке я не нашёл учреждений, которые в состоянии дать такие знания. В один прекрасный день наткнулся в Ютубе на ролик ИЦ СМАРТ. Подписался на Инстаграм, начал узнавать что, как, сколько. Заочно познакомился с Павлом Николаевичем Клюкиным, который сдержанно и подробно отвечал на все мои вопросы и, соответственно, вызвал доверие.
— Сколько Вы прошли курсов и какие?
Три курса. Самый первый — автоэлектрика. Конечно же, я умел пользоваться мультиметром и не только, но не имел представления, как мыслить правильно и профессионально. Поэтому однозначно принял решение изучить вопрос.
Второй — диагностика, базовый уровень. Это то, зачем я преодолел почти 7 000 км! После курса довелось поучаствовать в уникальнейшем мероприятии «Битва сканеров — 2021» — это тоже отдельная суперэмоция!
Третий — ну, раз бензиновые, значит и дизеля, — курс по диагностике систем Common Rail. И не пожалел. Это очень интересно. ВСЁ интересно! И я был готов дальше обучаться, чтобы выйти на настоящий экспертный уровень, но не совпали даты следующего курса с моим приездом.
— Как сильно обучение в СМАРТ повлияло на вашу жизнь?
— Достаточно сильно повлияло. Так, что пришлось перевернуть буквально всё в своей деятельности. Это связано с тем, что теперь я знаю, как делать правильно и действительно профессионально.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Не ошибиться в выборе. Если вам не особо интересна диагностика, и вы собираетесь ей заниматься только ради прибыли, лучше найдите себе что-то другое. Это огромная ответственность, если подходить серьезно. И большой бюджет — вложения в себя и в оборудование. Этот «пиджак» весьма дорогой, и не каждому он впору.
КИРИЛ САПЕЛЬНИКОВ, г. Москва:
«Не строить иллюзий, много учиться и упорно работать»
Кирил — один из наших выпускников, который прошел более 10 курсов и сейчас сам проводит мастер-классы в нашем центре. Работал на различных должностях, включая руководящие, в дилерских и независимых автосервисах. С 2019 г. владелец автосервиса Diagnost Lab.
— Когда и в каком возрасте у Вас появилось желание разбираться в автомобилях?
— Желание было всегда, но всерьёз задумался, когда пришло время получать профессию. Выбирал, исходя из востребованности, эксклюзивности и финансовой выгоды в перспективе. В итоге в 2011 г. закончил отделение «Автомобили» королёвского Колледжа космического машиностроения и технологий, получил специальность техника по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта.
— В какой момент Вы задумались о дополнительных курсах?
— Это был 2012 г. Я устроился на работу в дилерский центр «Зенит-Авто» на должность «автоэлектрик-диагност». Понял, что нужно повышать квалификацию: в учебных заведениях не преподают даже базовых вещей по автоэлектрике, единственное, что расскажут, — про 3-фазный асинхронный двигатель.
— Почему выбрали именно нас?
— Изучал варианты в Интернете и нашел СМАРТ. Учебных центров дополнительного образования с хорошим учебным планом и хорошей практической базой очень мало.
— Сколько учебных курсов Вы прошли и какие?
— Много прошел за это время) Сначала курсы по автоэлектрике и диагностике со стажировкой в центре Mercedes и BMW. Все возможные семинары производителей: NGK, KYB, Brembo и других, на которые можно было попасть бесплатно.
Потом к нам в техцентр стало приезжать больше дизельных автомобилей — стал разбираться в этой теме и прошел курс в SMART по диагностике систем Common Rail. Потом решил двигаться дальше и сменить ремзону на приемку — прошел курс обучения мастеров-консультантов. Еще был курс экспертной диагностики. Сложно перечислить все.
— Какой показался самым интересным?
— Всё было интересно, я подходил к этому осознанно — это же вклад в любимую профессию, с которой долго идти по жизни.
— Что происходило дальше, после окончания курсов СМАРТ?
— Я работал и усердно набирался опыта в дилерских и независимых мультибрендовых автосервисах: «Вилгуд», «ВАГон», «Волин», «FIT Service», «Зенит-Авто», «Иларавто», «Лорант» и др. В 2017-2019 гг. участвовал в конкурсах «Лучший диагност» и «Лучший автомеханик РФ», попадал в полуфиналы и финалы.
Попутно занимался выездной диагностикой. Купил себе несколько китайских клонов сканеров и продолжал набираться опыта на сложных заказах. Затем купил себе хороший сканер, осциллограф и познакомился с партнером по бизнесу Александром — он на тот момент занимался подбором и доставкой запчастей. Мы скооперировались и арендовали бокс, создали фирменный стиль, запустили рекламу.
С 2019 г. работает Diagnost Lab — сервис клубного формата, специализирующийся на решении сложных случаев в диагностике, установке доп. оборудования, круглосуточной технической поддержке для наших клиентов.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Совет начинающим — не строить иллюзий. Много учиться и упорно работать. Как говорится, тяжело в учении — легко в бою!
БОРИС ФОКИН, г. Москва:
«Это то, чем я могу заниматься годами»
Борис живёт в Москве и работает автоэлектриком-диагностом.
— С чего всё началось?
— Началось два года назад с перевода на работе из слесарей (не авто, а на свиноводческом комплексе) в помощники автоэлектрика в гараж ЗАО «Тропарево» Можайского района МО. Ранее авторемонтом не занимался. Понял, что нужно учиться. Поискал и выбрал ИЦ СМАРТ.
— Почему именно нас?
— По нескольким причинам: цены, оборудование, преподаватели, отзывы.
— А когда появилось желание разбираться в автомобилях?
— Желание разбираться было всегда, но не было машины и не доводилось. А тут из-за работы пришлось — нужно было соответствовать. Совместил приятное с полезным, как говорится.
— Сколько всего Вы прошли курсов? Какой курс показался самым интересным?
— Прошел курсы по автоэлектрике, диагностике (начальный уровень), по кондиционерам. Самыми полезными и запоминающимися были отдельные занятия, которые проводил Павел Николаевич Клюкин, руководитель ИЦ СМАРТ.
— Что Вы делали после окончания курсов в СМАРТ?
— Я решил пойти на стажировку в техцентр. После окончания мне предложили остаться сначала на подработку, а потом и на полный день. Сейчас работаю по профилю.
— Нравится то, чем занимаетесь?
— Да. Стабильно, интересно, денежно. Это то, чем я могу заниматься годами. Поэтому планирую в будущем ещё повышать свою квалификацию. Можно и нужно гораздо лучше.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Я бы сказал им: не лезьте в диагносты с нуля. Слесарь, механик, электрик, допщик и уже потом вперед, в диагностику — это логичный шаг. А если пойдете в нее сразу с отрывочными знаниями без практики, то вас ждет разочарование. Только выбросите время и деньги на ветер. В этой сфере такое никому не нужно.
ЛЮБОВЬ ШЛЕТКОВА, г. Братислава (Словакия):
«Помню, как клиент спросил у меня, какой привод у KIA, а я смотрю на него круглыми глазами»
Любовь жила в России, в г. Калуга, но 6 лет назад переехала в Словакию. Сейчас у неё своя компания «Joker Auto», она ведёт YouTube-канал «Авто с Любовью». Любовь проходила у нас курс по электромобилям дистанционно — специально для неё была организована онлайн-трансляция.
— С чего всё началось?
— В России я 9 лет работала в автосалонах, потом занималась подержанными автомобилями, работала в страховании, лизинге. В общем, всё связано с автомобилями. После переезда в Словакию продолжаю иметь дело с машинами.
— Когда у Вас появился интерес к этой сфере?
— Я устроилась в автосалон сразу после института: работала там офис-менеджером, отвечала на звонки. Потом меня перевели в зал. До сих пор помню, как клиент спросил у меня, какой привод у KIA Sorento, а я смотрю на него круглыми глазами. У нас в семье никогда не было машины, и для меня это был тёмный лес. Со временем я всё сильнее вникала в тему, проходила обучение и уже смогла что-то понимать. Думаю, в этот период я и прониклась этим.
— Вы выбрали курс «Устройство и обслуживание электромобилей», почему именно этот курс?
— Вся Европа сейчас переходит на электромобили. Я тоже в своем бизнесе отхожу от авто с ДВС и хочу больше знать о том, что приходит им на смену.
— Почему Вы выбрали ИЦ СМАРТ?
— До этого я сотрудничала с Академия Бизнес Кар и спросила, есть ли у них такой курс. Оказалось, что нет. Погуглив, нашла Инжиниринговый центр СМАРТ.
— Что было самым интересным на курсе?
— Мне очень понравился преподаватель! Когда я его увидела, подумала, что попала в школу или институт. Но потом он развеял мои опасения. Он классно преподносит информацию — чувствуется опыт и профессионализм.
— Какие трудности были во время обучения?
— Я далека от автоэлектрики. Со мной на курсе были ребята, которые хотят ремонтировать электромобили, а мне было важно разобраться, как они устроены и как работают. Но мне всё равно было полезно и понятно.
— Какие планы на будущее, как собираетесь использовать полученные знания?
— Моя компания, в числе прочего, оказывает услуги автоподбора. Обычно мы выезжаем к клиенту вместе с автомехаником, но я хотела бы глубже разбираться самой, чтобы уметь подобрать электромобиль самостоятельно. В перспективе есть идея создать свой курс по электромобилям. Не в плане ремонта, а с точки зрения оценки и понимания устройства. Но это в будущем, сейчас еще нужно многое изучить.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Учиться! Всегда учиться! Когда ты работаешь в какой-то сфере, необходимо быть профессионалом. Я тоже к этому стремлюсь, поэтому я здесь с вами.
ДЕНИС СУСОЕВ, г. Санкт-Петербург:
«Главным призом для меня был лист А4 — подарочный сертификат на обучение в ИЦ СМАРТ»
Денис родился в Караганде, Казахстан. С 2017 г. живет и работает в России, г. Санкт-Петербурге. Ранее преподавал в СПбГБПОУ «Техникум «Автосервис». Сейчас работает техническим тренером у одного из дистрибьюторов техники Komatsu в России.
— Когда у Вас появилось желание разбираться в автомобилях?
— Отец у меня был дальнобойщиком, а я хотел связать свою жизнь с машинами, как он, так что можно сказать с детства. После 9 класса поступил в профессиональный лицей на автомеханика. Как раз с практики и началось моё близкое знакомство с автомобилями.
— Вы были участником чемпионата «Лучший автомеханик РФ — 2018» и заняли 20-е место. Поделитесь своими впечатлениями.
— Впечатления были превосходные! Участвовать решил, чтобы проверить актуальность своих знаний и чему-то научиться. На чемпионате я всегда смотрел с восторгом на технических тренеров, представителей мировых брендов. Казалось, что у них лучшая в мире работа. Они так хорошо знают свою продукцию, ответят на любой вопрос, дадут практический совет.
— Что было самым сложным на соревновании?
— Отборочное задание было сложнее всего, т.к. видеозадания/вопросы были открытыми, и нужно было найти и описать максимальное число неверных действий.
— Вы довольны результатом? Какой приз получили за 20-е место?
— Да, результатом остался доволен, так как состязался с очень сильными соперниками и вообще не рассчитывал на победу. Для меня главным призом стал сертификат на обучение. Но с призами вообще интересно. Я прилетел в Москву из Питера с одним рюкзаком, билеты брал сразу в оба конца и багаж не оплачивал. А возвращаться пришлось с двумя набитыми рюкзаками) Кое-как удалось впихнуть часть вещей в калибратор, а за другую пришлось поспорить с сотрудником аэропорта. Это при том, что главный приз был в виде листа А4!
— Вы использовали сертификат, чтобы пройти курс «Common Rail». Почему именно эта тема?
— Выбрал его потому, что Common Rail практически одинаковый что на легковом транспорте, что на дорожно-строительных и горных машинах, с которыми я теперь работаю.
— Что было самым интересным и запоминающимся?
— Интересно было всё, но особо запомнилась практика на реальном работающем двигателе.
— Что давалось легко, а в чём были трудности?
— Сначала всё было понятно. Трудности возникли потом, после курса, потому что к этой теме по работе я вернулся спустя год, и многое успел забыть. Пожалел, что не делал тогда видеозапись или хотя бы фото. Но почитав рабочую тетрадь, которую нам дали на курсе, смог восстановить в памяти материал.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Тем, кто начинает учиться, я бы посоветовал сразу же применять новые знания на практике, а потом учиться снова. И так по спирали к вершинам профессионализма.